Чем важно здоровое питание
Все знают, что детей надо кормить здоровой и полезной едой, но это не так просто. Есть целый ряд препятствий, с которыми приходится сталкиваться:
- С первого прикорма малыш пытается сделать собственные вкусовые пристрастия основой своего питания. Это может перерасти в отказ от любых нововведений — в итоге у него составляется однообразное меню, а там недалеко и до неправильного пищевого поведения в школе.
- Телевизионная реклама, пример других детей и недостаток внимания родителей приводят к тому, что ребенок в дошкольном возрасте приобретает вредные пищевые привычки, предпочитая здоровой еде «сухомятку» и сладости.
- Затем еда становится полем борьбы родителей и детей, это делает семейные взаимоотношения напряженными, подрывает взаимное доверие, наносит вред здоровью, но так и не приводит к созданию традиций правильного питания.
Именно поэтому нужно прививать детям (и себе, если быть честными!) здоровые пищевые привычки. И если вы хотите, чтобы ваш ребенок правильно ел правильную еду, приучать его к этому нужно с самого раннего детства.
Как питаться правильно
Эти советы универсальны и для взрослых, и для детей:
- Дробное питание 5 – 6 раз в день, с перерывами не более 4 часов, маленькими порциями. Последний прием пищи — за 2 – 3 часа до сна.
- Рекомендуются 3 основных приема пищи: завтрак, обед и ужин — и 2 перекуса. На завтрак должно приходиться 15 – 25 % калорийности рациона, на обед — 30 – 40 %, на ужин — 30 %. Перекус может составлять около 10 % от дневной калорийности.
- Предпочтение отдается натуральным продуктам, обладающим высокой питательной ценностью, и свежеприготовленным блюдам.
- Разнообразный сбалансированный рацион.
- Меню, при составлении которого учтена сезонность и местность проживания.
- Соотношение в рационе белков, жиров и углеводов (для здорового организма) — 15:30:55. Белковую пищу лучше употреблять на завтрак и обед, углеводы (в основном овощи) — вечером.
- Рекомендуется не злоупотреблять солью и сахаром, продуктами с консервантами, красителями, усилителями вкуса, жареной и острой пищей — все это может присутствовать в рационе, но в ограниченных количествах.
- Предпочтительные способы приготовления еды — варка, варка на пару, запекание в духовке и на гриле, жарка без масла.
- Калорийность ежедневного рациона должна быть равнозначна или немного меньше расходуемой в течение дня энергии. Примерная норма дневного потребления калорий для здорового человека зависит от возраста и пола: для ребенка от 1 до 2 лет — 1200 ккал, от 2 до 3 — 1400 ккал, до 1800 — для ребенка 3 – 7 лет, 2300 – 2500 — для подростков 11 – 14 лет, 2500 – 2900 — в возрасте от 14 до 18 лет.
- Важно не забывать про поддержание водного баланса. В сутки детям от 1 до 3 лет рекомендуется употреблять 1100 – 1200 мл жидкости, от 4 до 8 лет — 1600 мл, в 9 – 13 лет — 1900 – 2100 мл, а подросткам 14 – 18 лет — 2000 – 2500 мл. При этом учитывается вся жидкость, поступающая в организм: суп, чай, соки и т. д.
А как вести себя родителям, чтобы прививать малышу правильные пищевые привычки, формировать и вовремя регулировать пищевое поведение в целом?
Об основах здорового питания детей
ПАМЯТКА ДЛЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ
об основах здорового питания детей и подростков в образовательных
учреждениях.
Родители сегодня редко задумываются об особенности питания детей.
В то время как большинство детей ежедневно едят соленые чипсы, кондитерские изделия, содержащие большое количество тугоплавких жиров и пищевых добавок, пьют сладкие газированные напитки, здоровое детское питание невозможно без нежирных белков, молочных продуктов, круп, бобовых и разнообразных свежих овощей и фруктов. В некоторых странах, включая Россию, сегодня больше детей, чем когда-либо имеют избыточный вес и аллергические заболевания. Вместе с тем, организовав правильное питание детей, родители смогут добиться того, что их ребенок будет здоровым и в хорошей физической форме.
Питание детей несколько отличается от питания взрослых людей. Связано это, прежде всего с большими потребностями растущего организма. Если система питания ребенка выстроена правильно, то ребенок нормально развивается как физически, так и психически. Кроме того, правильное питание детей способствует повышению выносливости детского организма, улучшению успеваемости и трудоспособности, устойчивости к стрессовым ситуациям и неблагоприятным воздействиям со стороны окружающего мира, а также укреплению иммунной защиты организма от различных инфекции и заболеваний. Кроме того, постепенно вырабатывается сознательное соблюдение режима питания, употребление разнообразных продуктов и блюд из них, с обязательным использованием фруктов и овощей. Правильное питание нередко способствует приобретению и вхождению в привычку культуры поведения за столом, а также навыков приема пищи.
Основным принципом построения рационального питания детей являетсяне только разнообразие, но и правильное сочетание употребления мясных, рыбных, молочных и зерновых продуктов, а также фруктов, овощей и ягод. Недостаток или переизбыток, потребляемой ребенком пищи, может неблагоприятно отразиться на деятельности желудочно-кишечного тракта, способствовать нарушению обмена веществ, увеличению избыточной массы тела (даже до ожирения различных степеней) или привести к истощению. К сожалению, недостатки в организации питания детой не всегда проявляются сразу, зачастую отрицательное воздействие накапливается, а проявляется уже в течение жизни (произойти это может в любом возрасте, в зависимости степени устойчивости организма).
Врачи и диетологи выделяют в сбалансированном питании несколько основных категорий пищевых продуктов: это зерновые, овощи, фрукты, молоко, мясо, рыба и бобовые. Эти продукты содержат все необходимые вещества, чтобы организм ребенка мог нормально развиваться.
Научно доказано, что профилактикой таких «взрослых» заболеваний, как сахарный диабет, гипертония, избыточный вес и многих других, следует заниматься с момента рождения маленького человека.
Особенности питания детей: в чем суть?
- Сбалансированность питания детей по содержанию основных пищевых веществ, энергия, микроэлементов и витаминов.
- Особенности питания детей подразумевают частоту приемов пищи.
- Не менее важно отдавать предпочтение специализированным пищевым продуктам, предназначенным для питания детей и исключить из рациона питания те продукты, которые не следует употреблять детям.
В образовательных организациях дети и подростки проводят от 50 % до 70 % своего активного времени суток, соответственно очень важно именно в этот период обеспечить полноценное и сбалансированное питание ребенка, обеспечить его потребность в основных пищевых веществах и энергии.
Именно этим требованиям отвечает организация питания детей в образовательных организациях, так как примерное цикличное меню, имеющееся в каждом образовательном учреждении, разработано с учетом принципов здорового питания.
Сбалансированность питания детей по основным пищевым веществам, энергии, витаминам и микроэлементам
Организм детей и подростков имеет ряд существенных особенностей. Ткани организма детей на 25 % состоят из белков, жиров, углеводов, минеральных солей и на 75 % из воды. Основной обмен у детей протекает в 1,5—2 раза быстрее, чем у взрослого человека. Средний расход энергии в сутки (ккал) на 1 кг массы тела детей различного возраста и взрослого человека составляет: до 1 года — 100; от 1 до 3 лет — 100-90; 4-6 лет — 90-80; 7-10 лет-80-70; 11 —13 лет-70-65; 14-17 лет —65-45.
В примерном меню детей и подростков содержание белков должно обеспечивать 12-15% от калорийности рациона, жиров 30-32% и углеводов 55-58%.
Большое внимание в питании детей и подростков оказывает содержание белка и его аминокислотный состав как основной пластический материал, из которого строятся новые клетки и ткани. При недостатке белка в пище у детей задерживается рост, отстает умственное развитие, изменяется состав костной ткани, снижается сопротивляемость к заболеваниям и деятельность желез внутренней секреции. Белок животного происхождения должен составлять у детей младшего возраста 65-70 %, школьного — 60% суточной нормы этого пищевого вещества. По сбалансированности незаменимых аминокислот лучшим продуктом белкового питания в детском возрасте считается молоко и молочные продукты. Суточная потребность в белке зависит от возраста ребенка. На 1 кг массы тела необходимо белка: детям в возрасте от 1 года до 3 лет — 4 г; 4-6 лет — 4-3,5 г; 7-10 лет — 3 г; 11 -13 лет — 2,5-2 г; 14-17 лет — 2—1,5 г. Для детей до 3 лет в рационе питания ежедневно следует предусматривать не менее 600 мл молока, а школьного возраста — не менее 500 мл. Кроме того, в рацион питания детей и подростков должны входить мясо, рыба, яйца — продукты, содержащие полноценные белки с богатым аминокислотным составом.
Жиры играют важную роль в развитии ребенка. Они выступают в роли пластического, энергетического материала, снабжают организм витаминами A, D, Е, фосфатидами, полиненасыщенными жирными кислотами, необходимыми для развития растущего организма. Особенно рекомендуют сливки, сливочное масло, растительное масло (5-10% общего количества). Особенно ценны жиры, содержащие полиненасыщенные жирные кислоты — растительные масла, которые должны составлять не менее 35 % от всего количества употребляемых жиров.
У детей отмечается повышенная мышечная активность, в связи с чем, потребность в углеводах у них выше, чем у взрослых, и должна составлять 10-15 г на 1 кг массы тела. В питании детей важное значение имеют легкоусвояемые углеводы, источником которых являются фрукты, ягоды, соки, молоко, варенье, мармелад, пастила, зефир. Количество Сахаров должно составлять 25 % общего количества углеводов. Однако, следует помнить, что избыток углеводов в питании детей и подростков приводит к нарушению обмена веществ, ожирению, снижению устойчивости организма к инфекциям.
В связи с процессами роста потребность в витаминах у детей повышена. Особое значение в питании детей и подростков имеют витамины A, D как факторы роста. Источниками этих витаминов служат молоко, мясо, яйца, рыбий жир. В моркови, помидорах, абрикосах содержится провитамин А — каротин. Витамин С и витамины групп В стимулируют процесс роста, повышают сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям.
Минеральные вещества в детском организме обеспечивают процесс роста и развития тканей, костной и нервной системы, мозга, зубов, мышц. Особое значение имеют кальций и фосфор, источником которых являются творог, рыба.
Учитывая, что Красноярский край является регионом с недостаточным содержанием йода, в пищевой рацион ребенка обязательно следует включать продукты, обогащенные йодом.
Режим питания детей и подростков.
Соблюдение режима питания детей и подростков имеет большое значение для усвоения организмом пищевых веществ. Детям дошкольного возраста рекомендуется принимать пищу четыре — пять раз в день, через каждые 3 ч, в одно и то же время, распределяя рацион питания следующим образом: завтрак — 25 %, обед — 35 %, полдник — 15 %, ужин — 25 %. В школьном возрасте целесообразно четырехразовое питание, через каждые 4 часа с равномерным распределением суточного рациона: завтрак — 25 %, второй завтрак — 20 %, обед — 35 %, ужин — 20 %.
Таким образом, важным оздоровительным мероприятием для детей-учащихся служит правильная организация питания в школе в виде горячих школьных завтраков и обедов в группах продленного дня, рацион которых должен составлять 50—70 % суточной нормы, на что родители, к сожалению, мало обращают внимание.
Рекомендуемые продукты для детского питания.
В питании детей рекомендуется ежедневное использование молока, кисломолочных напитков, мяса (или рыбы), картофеля, овощей, фруктов, хлеба, круп и бобовых, сливочного и растительного масла, сахара, соли, включение в пищевой рацион не менее 2-3 раз в неделю таких продуктов, как творог, сметана, птица, сыр, яйцо, соки натуральные.
Предпочтение следует отдавать специализированной пищевой продукции, предназначенной для питания детей, хлебу ржано-пшеничному, полуфабрикатам мясным и из мяса птицы охлажденным, а не замороженным, мясу не ниже 1 категории, яйцу диетическому, творогу с массовой долей жира не более 9 %, сметане с массовой долей жира не более 15 %, кисломолочным продуктам, содержащим живые молочнокислые бактерии (информация указывается изготовителем на потребительской упаковке), из кондитерских изделий мармеладу, пастиле, зефиру, свежим фруктам и овощам, крупам и бобовым.
При организации питания детей в образовательных учреждениях не используются такие пищевые продукты, как:
-яйцо водоплавающей птицы;
— субпродукты, кроме печени, языка, сердца; кровяные, ливерные, сырокопченые колбасы;
— жареные в жире (во фритюре) пищевые продукты и кулинарные изделия, чипсы.
— молочные продукты, творожные сырки, мороженое, сгущенное молоко с использованием растительных жиров;
— кумыс и кисломолочные продукты с содержанием этанола (более 0,5%)
— кондитерские изделия с кремом, содержащим растительный белок;
— первые и вторые блюда на основе сухих пищевых концентратов быстрого приготовления;
— газированные напитки;
— уксус, горчица, хрен, перец острый и другие острые приправы и содержащие их пищевые продукты, включая острые соусы, кетчупы, майонезы и майонезные соусы,
— маринованные овощи и фрукты;
— кофе натуральный;
— ядра абрикосовой косточки, арахиса;
— карамель, в том числе леденцовая;
— продукты, в том числе кондитерских изделия, содержащие алкоголь;
— жевательная резинка;
— грибы;
— сухие концентраты для приготовления первых и вторых блюд.
Запрещается изготовление таких блюд, как:
— заливные блюда (мясные и рыбные), студни, форшмак из сельди;
— холодные напитки и морсы (без термической обработки) из плодово-ягодного сырья;
— окрошки и холодные супы;
— макароны по-флотски (с мясным фаршем), макароны с рубленым яйцом;
— яичница-глазунья;
— паштеты и блинчики с мясом и с творогом;
— первые и вторые блюда из/на основе сухих пищевых концентратов быстрого приготовления;
— в течение одного дня или в течение смежных дней ни одно приготовлено блюдо, включенное в меню, не должно повторяться.
При организации питания детей в меню включаются только те блюда, которые включены в утвержденные сборники рецептур, специально предназначенные для организации детского питания. Меню утверждается руководителем образовательной организации.
Для ежедневной оценки качества приготовленных блюд в каждой образовательной организации создается бракеражная комиссия, в состав которой входят не менее 3-х человек: медицинский работник, руководитель образовательной организации или ее представитель, должностное лицо пищеблока (зав. производством, шеф-повар). Только после проведения бракеража каждого готового блюда, результаты которого заносятся в специальный журнал, разрешается раздача блюд детям. Дополнительно проводится искусственная витаминизация С-витамином 3-х холодных блюд.
Каждое блюдо на столе у ребенка должно иметь определенную температуру: в общеобразовательных организациях: горячие блюда (супы, горячие напитки, соусы) не ниже 75°С, вторые блюда и гарниры — не ниже 65 °С, напитки (кисели, компоты) — не выше 14 °С; в дошкольных образовательных организациях: горячие блюда (супы, горячие напитки, соусы, вторые блюда и гарниры) — 60- 65 °С, холодные закуски, салаты, напитки (кисели, компоты) — не ниже 15 °С.
Завтрак должен включать горячее блюдо, в т.ч. молочное; обед в обязательном порядке должен состоять из 4-х блюд: закуска (салат), 1-ое горячее блюдо, 2-ое горячее блюдо, напиток.
Для контроля за питанием ребенка для сведения родителей в каждой образовательной организации ежедневно в обязательном порядке вывешивается меню с указанием приемов пищи, наименования блюд, веса порций: меню вывешивается в каждой групповой дошкольной образовательной организации, в обеденном зале школьной столовой.
При наличии у ребенка аллергических заболеваний с пищевым компонентом, хронических заболеваний желудочно-кишечного тракта, мочевыделительной системы родитель должен обратиться к медицинскому работнику и руководителю образовательного учреждения для корректировки меню, а именно исключению из меню для ребенка определенных блюд или продуктов.
Организация питания в образовательных организациях, это совместные усилия, как администрации образовательных учреждений, так и родителей детей, которые посещают образовательные учреждения. При желании родителей, можно провести рейтинг блюд, имеющихся в утвержденных сборниках рецептур, выделить наиболее предпочитаемые детьми блюда, и при согласовании с администрацией образовательного учреждения провести корректировку примерного цикличного меню в учреждении. Вместе с тем, необходимо помнить, что в таком случае, часть расходов по питанию детей в школе должны обеспечить сами родители, за исключением детей, находящихся на полном государственном обеспечении.
Разработана Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю для размещения в образовательных учреждениях.
- Назад
- Вперёд
Первый вкусовой опыт
Когда учить малыша правильному пищевому поведению? Общий совет — чем раньше, тем лучше. Ученые провели исследование, в рамках которого наблюдали за пищевыми привычками 1500 детей от рождения до возраста 6 лет. Оказалось, что дети, которые ели мало овощей и фруктов до 1 года, отказывались их есть и в 6 лет.
По мнению ученых, лучший возраст для того, чтобы приучать детей к здоровой еде, — 11 – 12 месяцев. Причем дети, находящиеся на грудном вскармливании, более расположены пробовать новую еду.
Ребенок знакомится со вкусами еще до рождения: первый подобный опыт он приобретает в животе у мамы, когда заглатывает амниотическую жидкость, вкус которой зависит от ее питания. Затем, получая мамино молоко, ребенок также ощущает вкусы материнского питания. Возможно, этим объясняется более легкое привыкание таких детей к различным продуктам, вводимым с прикормом, чем у деток на искусственном вскармливании, получающих смеси со стабильным составом и однообразным вкусом.
Опытным путем доказано различное восприятие ребенком новых продуктов в зависимости от того, присутствовали ли они в питании матери в период беременности и кормления грудью. Позаботьтесь о собственной рациональной диете на этих этапах: именно она оказывает ведущее влияние на адекватное формирование вкуса малыша.
Некоторые вкусовые предпочтения заметны уже в первые месяцы жизни малыша: он может, например, благосклонно отнестись к сладкому и соленому вкусам и отвергнуть горький и кислый. В какой-то степени это защитная функция организма — избегать пищи, которая может содержать ядовитые и токсичные вещества, ведь именно она имеет горький вкус (однако не вся горькая еда токсична — вспомните грейпфрут или хурму).
Таблица питания новорожденного по месяцам
Эта таблица поможет сориентироваться в периодах введения прикорма и количестве пищи.
Месяц | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | От 8 до 9 | От 9 до 12 |
Сок из овощей и фруктов (мл) | 5-30 | 40-50 | 40-60 | 60 | 70 | 80 | 90-100 |
Пюре из фруктов (г) | 5-30 | 40-50 | 40-60 | 60 | 70 | 80 | 90-100 |
Пюре из овощей (г) | — | 10-100 | 150 | 150 | 170 | 180 | 200 |
Молочные каши (г) | — | — | 50-100 | 150 | 150 | 180 | 200 |
Творог (г) | — | — | 10-30 | 40 | 40 | 40 | 50 |
Желток яйца (шт.) | — | — | — | — | 1/4 | 1/4 | 1/2 |
Пюре из мяса (г) | — | — | — | — | 5-50 | 100 | 150 |
Пюре из рыбы (г) | — | — | — | — | — | 5-30 | 30-60 |
Кисломолочка (мл) | — | — | — | — | 200 | 200 | 400-500 |
Сухарики, печенье (г) | — | — | — | 3-5 | 5 | 5 | 10-15 |
Хлеб белый (г) | — | — | — | — | 5 | 5 | 10 |
Растительное масло (г) | — | 1-3 | 3 | 3 | 5 | 5 | 6 |
Сливочное масло (г) | — | — | 1-4 | 4 | 4 | 5 | 6 |
Что влияет на пищевые предпочтения
Помимо собственно вкуса, на формирование пищевых предпочтений ребенка оказывают влияние также:
- Запах пищи;
- Ее консистенция;
- Состав;
- Внешний вид блюд.
Вводя прикорм, когда малыш начинает проявлять пищевой интерес, важно не наделать ошибок и позаботиться обо всех составляющих предлагаемого ребенку продукта:
- Он должен вызывать интерес своим оформлением;
- Возбуждать аппетит запахом;
- Консистенцией и составом соответствовать возрасту малыша.
Продукты «Агуша» соответствуют всем требованиям к детскому питанию и не только помогают малышу строить правильное пищевое поведение, но и привлекают его интересной упаковкой.
Стоит заметить, что, если ребенок категорически отказывается от еды определенной консистенции (например, с кусочками), предпочитает пищу одного цвета или питание в необычных условиях (только в темноте или только на полу) — стоит проконсультироваться со специалистом.
Как быть, если ребенок отказывается от некоторых продуктов? Естественно, что еще неизвестные, впервые вводимые в рацион малыша продукты или блюда могут ему не понравиться. Нужно ли слишком легко соглашаться с нежеланием вашего маленького гурмана принимать то или иное новое блюдо? Нет, необходимо терпеливо и неоднократно предлагать его ребенку, иногда маскируя любимым блюдом. Терпение и собственный пример родителей, стиль жизни семьи в целом способны помочь преодолеть эту проблему.
Рацион ребенка: питание с 1 года до 3 лет
Рацион ребенка: питание с 1 года до 3 лет
В этом возрасте ребенка можно постепенно приобщать к «взрослой» пище. Чем и как кормить малыша, чтобы не навредить его пищеварительной системе и здоровью в целом?
детское питание, дети (1-3 года)
Годовалый возраст знаменует собой особый период в жизни ребенка, когда он начинает проявлять интерес к еде взрослых. Малыш не только любопытствует, но просит кусочек того, что лежит в тарелке родителей. Каким должно быть детское питание от 1 года до 3 лет, как составить меню малыша и какие продукты включить в рацион ребенка, чтобы новые блюда пошли ему только на пользу?
Правила еды
Итак, каковы же правила, соблюдение которых позволит привить ребенку необходимые пищевые привычки и обеспечить максимально здоровый рацион?
- Формируйте пищевые привычки своего ребенка во время беременности.Здоровое питание во время беременности — путь к здоровому питанию после рождения малыша. То, как питается беременная женщина, оказывает влияние и на будущие предпочтения ее ребенка в еде. Важно понимать, что «здоровое» означает в первую очередь «сбалансированное», и полный отказ от всего «вкусного» здесь не подразумевается: в сбалансированном рационе могут быть все продукты, но следует ограничивать употребление пищи с высоким содержанием соли, сахара и насыщенного жира.
- Продумывайте свое меню в период кормления грудью.Что грудное молоко матери обеспечивает иммунитет ребенка и уменьшает риск возникновения пищевой аллергии, известно многим. Но кроме этого, оно дает мамам дополнительную возможность сформировать у малыша правильные пищевые привычки. К продуктам, входящим в рацион мамы, младенец может «привыкнуть» уже в грудном возрасте.
- Не сдавайтесь, если ребенок отказывается принимать вводимый вами полезный прикорм.Лучший способ приучить ребенка питаться правильно — это регулярно предлагать ему здоровые продукты. Не стоит опускать руки, если он раз за разом от них отказывается, — иногда нужно лишь терпеливо предлагать несколько раз (5, 10, 15 раз — на 16-й малыш сдается и начинает есть). Ваша позиция должна быть не жесткой, но настойчивой. Важно, чтобы у вас хватило терпения, поэтому четко сформулируйте для себя, к чему вы хотите приучить малыша, неотступно следуйте своим правилам и не сдавайтесь.
- Соблюдайте режим питания.Постарайтесь организовать режим дня так, чтобы у малыша было 4 – 6-разовое питание небольшими порциями (пусть лучше кроха попросит добавки, чем недоеденная половина тарелки отправится в мусорное ведро), желательно примерно в одно и то же время. Так получится обеспечивать поддержание уровня сахара в крови, защищая мозг от голодания.
- Ешьте в специально отведенном и оборудованном для этого месте.Принимайте пищу за правильно сервированным столом. Предоставьте ребенку свой индивидуальный набор посуды; если малыш уже достаточно взрослый, он может сам выбрать в магазине себе тарелку, чашку и приборы. Этот аспект не стоит недооценивать по одной простой причине: так малыш понимает, что еда — это важно, и в будущем относится к этой сфере своей жизни более ответственно и со вниманием.
- Поддерживайте разнообразие в питании.Ежедневный рацион должен содержать в себе все необходимые витамины и минералы. Организму для здоровья и бодрости духа требуется достаточное количество жидкости, белки, жиры и углеводы, микроэлементы. Но заботьтесь о разнообразном меню. Если есть одно и то же, это может привести к дефициту необходимых витаминов, наскучить и малыш начнет отказываться от прежде любимых блюд.
- Правильно рассчитывайте размер порции.Мы привыкли слышать от родителей, что на тарелке не должно ничего оставаться. Однако здоровью может быть нанесен значительно больший вред, если есть, когда мы уже наелись! Нам стоит отказаться от привычки доедать все, что положено на тарелку, и не приучать к этому своих детей. Интересна в этом смысле система измерения порции пищи «по ладони»: размер порции — это еда, которая «помещается» в вашей руке.
- Ешьте вместе.Хотя бы раз в день совмещайте собственный прием пищи с кормлением ребенка — так вы не только будете прививать своему чаду здоровые пищевые привычки, но и поможете ему усваивать правила поведения за столом и соблюдать прочие ритуалы, связанные с едой.
- Окружите еду положительными эмоциями.С едой у ребенка должны быть связаны исключительно положительные эмоции: прием пищи — это не только насыщение организма полезными веществами, но и удовольствие. Не заставляйте ребенка есть, давайте столько еды, сколько он охотно съедает, не торопите, не уговаривайте и не запугивайте. Если малыш отказывается от «невкусного», но полезного продукта, экспериментируйте со способами его приготовления и подачи, но не ругайте и не наказывайте ребенка за отказ. Продолжайте предлагать этот продукт в разных видах, без лишнего напора и с большими паузами. В конце концов отказ от той или иной еды со стороны малыша может быть сигналом о скрытой пищевой непереносимости, и, настояв на своем, вы можете не просто не добиться пользы, но еще и причинить вред.
- Создавайте ритуалы, связанные с приемом пищи.Предупреждать заранее о времени приема пищи, приучить мыть руки перед едой и после, помогать взрослым с сервировкой, сидеть за столом прямо, есть аккуратно, правильно пользоваться приборами и салфеткой, убирать со стола после еды, мыть посуду — несложные шаги для формирования правильной культуры еды. Ребенок не раз оценит ваши усилия, оказавшись в обществе, где к культуре поведения за столом относятся щепетильно.
- Принимайте пищу в спокойной обстановке.На время еды нужно убрать из поля зрения ребенка все игрушки, выключить телевизор и устранить прочие раздражители. Так малыш сможет сосредоточиться на самой еде, прислушиваться к сигналам о насыщении, получить удовольствие от блюда. Даже разговоры (кроме подкрепляющих на стадии введения прикорма) стоит отложить на другое, более подходящее время: когда я ем, я глух и нем!
- Выбирайте продукты и готовьте еду вместе.Ребенок будет с удовольствием пробовать то, к созданию чего сам приложил немало усилий. Готовьте вместе с ним полезную еду вкусно и с фантазией, чтобы малыш понял, что «полезное» не значит «невкусное». Осваивайте новые рецепты вместе с ребенком, пусть он тоже проявит фантазию.
- Позаботьтесь о том, чтобы перекусы между едой были здоровыми.Небольшие перекусы могут выступать как второй завтрак и полдник. Свежие фрукты и овощи, сыр, зерновые хлебцы, орехи, сухофрукты — постарайтесь, чтобы эти перекусы присутствовали в вашем доме и всегда были доступны ребенку.
- Готовьте сами здоровые аналоги полюбившихся промышленных «вкусностей».Однако баловать «вкусностями» промышленного производства иногда можно! Кроме того, дома есть возможность приготовить почти все: чипсы из картофеля или других корнеплодов, шоколад, мармелад, желе, мороженое, карамель. Конфеты можно заменить фруктами, йогуртами, орехами и сухофруктами, шоколадные батончики — горьким шоколадом, мороженое — домашним ягодным сорбетом.
- Обязательно хвалите.Уже доказано не один раз, что похвала работает значительно лучше наказания и положительное закрепление дает гораздо более сильный результат. Хвалите ребенка, когда он выбирает правильные продукты, поощряйте его, если убирает за собой со стола, старается кушать аккуратно и не проливает, когда доедает до конца, соблюдает правила, спокойно сидит за столом. Причин для похвалы можно найти очень много, не упускайте шанс и радуйте ребенка своим одобрением.
- Не манипулируйте с помощью еды.Еда не должна быть утешением, поощрением или наказанием. Также пересмотрите свои пищевые привычки. Даже совсем маленький ребенок все замечает: если вы постоянно едите конфеты, потом он обязательно захочет их попробовать, и вам не удастся объяснить ему, что это вредно.
- Будьте внимательны к подсказкам, которые вам посылает малыш.Попробуйте следовать принципам интуитивного питания. Возможно, вы и не заметите, что ваш малыш «сам», легко и без принуждения выбрал здоровые продукты как основу своего рациона: ведь он всего лишь следует естественным потребностям своего растущего организма.
- Не смотрите в экран во время приема пищи.Научно доказано, что таким образом съедается гораздо больше еды, чем необходимо. А если в доме постоянно работает телевизор, ребенок становится не только зависимым от экрана, но еще и жертвой рекламы, к которой маленькие дети очень восприимчивы, поэтому дозируйте поступающую информацию.
- Личный пример.До сих пор психологи и педагоги не нашли ничего, что работало бы лучше, чем личный пример. Очень важно иметь общесемейные застолья, когда ребенок будет наблюдать, как кушает папа, что делает за столом мама. Конечно, когда оба родителя работают, а ребенок находится в садике, организовать это трудно, но все равно возможно. Пусть это будут хотя бы совместные завтраки или ужины, а может, просто застолья в выходные дни.
- Вся семья должна придерживаться единых правил.Постарайтесь договориться со всеми членами семьи (даже с теми, кто живет отдельно, но с кем регулярно видится ваш ребенок) о единых подходах к принципам здорового питания и культуры еды. Аналогичным образом запрет на регулярные отлучки от стола во время приема пищи для набегов к телевизору или по другим «важным делам, не терпящим отлагательства» должен поддерживаться всеми членами семьи, заботящимися о воспитании ребенка.
- Семейные ужины.Во многих семьях уже не принято проводить семейные ужины, когда все собираются за большим накрытым столом, обсуждают события дня, планы на будущее, выражают эмоциональную поддержку друг другу. При современном ритме жизни теплый семейный ужин в конце рабочего дня иногда единственная возможность для семьи сплотиться вновь, подпитаться энергией и настроиться на следующий день. Сохраняйте эту традицию и передавайте ее своим детям: семья, собравшаяся за ужином, — это наша поддержка и опора, наша тихая гавань.
Что должно входить в ежедневное детское меню?
ДЕСЕРТЫ
Да, не падайте в обморок, дорогие родители. Пресловутые сладости и десерты являются частью обычного детского меню и ребенок должен получать доступ к ним несколько раз в день. Если у ребенка лишний вес — тем более.
Задача родителей структурировать потребление сладостей (они должны входить в основные приемы пищи), а не отбирать их у ребенка, создавая у него повышенную потребность в сладком и риск переедания.
Однако основу детского меню составляют, конечно, не сладости — да и никакая другая группа продуктов не может быть основой детского питания, суть которого в БАЛАНСЕ и РАЗНООБРАЗИИ.
ДВА ВИДА СЛОЖНЫХ УГЛЕВОДОВ и БЕЛОК
В каждый прием пищи дети должны, помимо десерта, получать минимум 2 вида сложных углеводов, один из которых обязательно хлеб, белок, жиры, фрукты или овощи, молочные продукты.
Предвижу вопросы возмущенных родителей: если моему поставить на стол хлеб, он будет есть только хлеб! Если дочери дать пакет конфет, она съест его за один раз!
Это — типичные признаки двух основных проблем, с которыми мы сталкиваемся в консультировании семей с детьми с нарушенным питанием: 1) дети недоедают в течение дня, им не хватает микро- и макроэлементов в пище, и 2) дети испытывают пищевую депривацию — ограничения.
Проблема в том, что детское питание сильно отличается от взрослого. Бессмысленно ожидать от ребенка, что он будет питаться равномерно. Не будет. Дети могут несколько дней подряд есть хлеб и пасту, потом переключиться на курицу или мясо, через какое-то время отдать предпочтение помидорам и огурцам, игнорируя все остальное — это нормальная динамика детского питания.
Дети потребляют весь набор важных для роста и развития элементов примерно за 7-14 дней, поэтому неравномерность питания не должна нас беспокоить.
ОВОЩИ ИЛИ ФРУКТЫ
Ключевой элемент — ИЛИ. Нет, ваш ребенок никому не обязан есть овощи, любить овощи, считать их вкусными. Каждый ребенок начинает есть овощи тогда, когда он становится готов к этому. У некоторых это происходит в 2 года, у некоторых — в 5, у некоторых в 13. Дело в том, что овощи — сложная еда для детей, особенно зеленые. Они имеют резкий запах и вкус, настораживающий детей. Если ребенок соглашается есть фрукты — вас не должно беспокоить, ест ли он овощи, все необходимые витамины он получит из фруктов.
Самый лучший способ научить ребенка есть овощи — есть ваши любимые овощи на виду у ребенка, готовить овощи, предлагать их и ставить на стол, но никогда не заставлять.
ЖИРЫ
Если в вашей семье есть дети и вы готовите за всю семью — забудьте об обезжиренном молоке и сыре с низким содержанием жира. Жир — чрезвычайно важный элемент детского питания, обеспечивающий длительную сытость, содержащий важные элементы, дающий пище нежную, упрощающую ребенку пережевывание структуру.
Поэтому заведите масленку, как в семьях наших бабушек, и научите детей есть хлеб с маслом. Научитесь готовить разные соусы и заправки для салатов и сдабривайте соусами любую «сухую» еду — отварные крупы, запеченное мясо, пасту. Ребенок, который ест сливочное масло и сметанный соус, существенно менее склонен переедать сладостями, потому что сыт.
МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ
Не забывайте о кальции, так необходимом детским костям и зубам — лучше всего усваивается кальций, полученный из пищи. Далеко не все дети любят творог, но многие одобрят тертый сыр в супе или салате, в макаронах или каше. Позволяйте детям выбирать те молочные продукты, которые им нравятся больше, и предлагайте их в каждый из основных приемов пищи.
Надо ли заставлять детей есть
Как же убедить ребенка есть здоровую еду, если он отказывается? Между убеждением и принуждением к еде огромная пропасть. Когда мама убеждает, она не обижается на отказ ребенка и не требует от него продолжить есть.
«Пока не съешь все, из-за стола не выйдешь», — знакомые слова? Понятно, что у наших бабушек просто не было выбора, но не стоит продолжать эту традицию пищевой тирании.
Да, обидно, когда любовно приготовленный ужин остается на тарелке практически нетронутым. Кажется, что ребенок пренебрегает нашей заботой — всеми теми силами, что были потрачены на добывание пищи и ее приготовление. И словно охваченные духами из далекого советского детства, мы яростно повторяем слова бабушки: «Столько людей голодает, а ты! Мама с папой стараются, работают, а ты кочевряжишься! Не будешь есть — останешься маленьким и слабеньким!»
Но подумайте лучше о том, что такие слова диктуются не заботой, а эгоистическим чувством обиды за то, что нашу любовь и заботу отвергли.
Согласно многим исследованиям, есть связь между воспитанием ребенка и пищевыми нарушениями в его взрослой жизни. Родители по всему миру ведут себя похоже, но по-разному оправдывают принуждение к еде.
На Западе взрослые руководствуются тем, что это «вкусно», «полезно», «дорого» и «должно быть съедено свежим», а в таких странах, как, например, Мавритания, маме будет стыдно за своего худого ребенка, так как все соседи будут считать их семью бедной. Особенно это касается девочек, которых в арабских деревнях до сих пор откармливают до стандартов сказок «1001 ночи», согласно которым пупок женщины должен «вмещать унцию орехового масла».
Вредное последствие принуждения к питанию: еда как утешение.
Но в итоге послушные дети перестают есть из-за того, что они испытывают голод, а начинают использовать еду для других целей. Съеденная пища оказывается способом заслужить похвалу мамы и испытать таким образом удовольствие. И в своей взрослой жизни они точно так же будут обращаться к еде, чтобы утешить себя в состоянии стресса или грусти.
К сожалению, слишком сильный контроль со стороны родителей в отношении питания очень часто приводит к подобным результатам. То же касается и запретов на вредные продукты: ребенок перестает воспринимать их как еду и видит в них лишь недоступное удовольствие. Когда мы заставляем малыша есть полезный продукт, от которого он настойчиво отказывается, он опять же перестает воспринимать его как пищу. Для него это навсегда остается проигранной битвой, в которой его разгромил более сильный противник.
72 % людей, которых заставляли в детстве есть конкретные полезные блюда, полностью исключили их из рациона во взрослой жизни.
Что такое интуитивное питание
Концепция «интуитивного питания» противостоит идее принуждения к еде. Она основана на способности слушать свое тело, доверять ему и исходить из истинных потребностей именно своего организма, а не усредненных рекомендаций. Можно по-разному относиться к этой методике, но интуитивное питание в ответ на сигналы, идущие от тела, действительно гармонизирует наши отношения с едой.
А главное — человек вспоминает, что можно внимательно относиться к своим ощущениям, эмоциям, потребностям и опираться на них в выборе.
- Чтобы следовать этим подходам, не требуется много усилий. Особенно когда мы говорим о маленьких гурманах. Ведь дети, чей организм еще не знаком с несбалансированным меню, стрессами, нездоровыми привычками, знают, когда, в каких количествах и какая еда им необходима для хорошего самочувствия, и часто своим поведением дают нам, взрослым, подсказки. К сожалению, мы нередко оказываемся глухи к ним, даже будучи движимыми самыми лучшими намерениями: накормить общепризнанной здоровой пищей… и побольше!
- Лучшее, что могут сделать родители, задумывающиеся о том, насколько среднестатистические нормы и показатели должны регулировать жизнь их детей, — это отказаться от стереотипов. Очень важно не заглушить природную мудрость малыша, настаивая на своих взрослых, «правильных» представлениях о здоровых моделях пищевого поведения.
- Но если малыш предпочитает кефир ежедневно, мясо — не чаще раза в неделю, а от молока и вовсе всегда отказывается, доверьтесь ему: помимо того, что он интуитивно корректирует некоторый дисбаланс в организме (возможно, именно сейчас ему не хватает бифидобактерий), он также хочет научить вас чему-то очень важному и хорошо вами забытому — умению доверять себе.
Привычки в еде, которые формируются у человека с детства, будут с ним на протяжении всей его жизни, а потом он так же научит питаться своих детей. Именно поэтому так важно именно сейчас, пока ребенок маленький и ест в основном то, что мы готовим и предлагаем, заложить правильные привычки, которые помогут сохранить его здоровье. Дисциплинируйте себя, следите за соблюдением принципов здорового питания и образа жизни и передавайте их своим детям. Здоровья вам и вашим семьям!
Статья на нашем канале Яндекс.Дзен
Список продуктов в меню
- Молочные продукты. Самое большое место в питании годовалого малыша отводится молоку и кисломолочным продуктам. Желательно кефир и йогурт брать специальный, детский. Допустимы взрослые йогурты, но с минимальным количеством ароматических элементов и консервантов. Творог и сыр – можно давать отдельно, добавлять к макаронам, готовить запеканки. Сливочное масло добавляют в готовые блюда, исключая тепловую обработку. Можно включить в рацион нежирную сметану и сливки.
- Фрукты и овощи. После года можно давать ребенку клубнику, персики, абрикосы, малину, черешню и цитрусовые. Вводить виноград в этом возрасте не следует.
- Овощное и фруктовое пюре может быть отдельным блюдом или же подаваться вместе с кашей или молочными продуктами. Теперь допустимо давать овощной сок с мякотью.
- Важно вводить незнакомые ребенку продукты по одному, внимательно наблюдая за реакцией детского организма.
- Растительное масло следует добавлять на последней стадии приготовления блюд, не подвергая нагреванию.
- Мясо – суфле, фрикадельки или котлетки, приготовленные на пару.
- При склонности ребенка к аллергии лучше посоветоваться с врачом.
- Рыбные котлеты или тушеное рыбное филе — 1-2 раза в неделю, как замена мясному блюду.
- Яйца или омлет, дополненный овощами. Допускается использование исключительно куриных или перепелиных яиц.
- Обязательно в состав меню входят крупы. Каши должны быть однородной консистенции.
- Макароны дают нечасто — 1-2 раза в неделю.
- Белый хлеб — до 100 г в день.