1.2. Определение суточной калорийности питания
Цель: определить соответствие фактического питания основным принципам здорового питания. Задачи: — составить таблицу собственного суточного меню по приемам пищи (выбрать день с наиболее типичным питанием); — подсчитать среднесуточное потребление белков, жиров, углеводов, калорий (в том числе по приемам пищи), сопоставить с нормативами; — определить соотношение между белками, жирами и углеводами, сопоставить с нормативами; — определить соотношение между пищевыми веществами животного и растительного происхождения (белки, жиры), а для углеводов — соотношение между простыми и сложными, сопоставить с нормативами; — определить содержание основных витаминов в суточном питании (А, Е, С, В1, В2), сравнить с нормативами; — определить количество минеральных солей (Са, Р, Fe), сравнить с нормативами; — подсчитать количество продуктов, содержащих пищевую клетчатку (в г), сравнить с нормативами; — оценить режим питания (количество приемов пищи в день, соотношение (в %) пищи по каждому приему), сравнить с нормативами. Необходимы: нормативные таблицы калорийности пищевых продуктов (в г на 100 г продукта), образец меню-раскладки, калькулятор. Порядок выполнения задания. Составить таблицу собственного меню в соответствии с образцом, провести необходимые расчеты, проанализировать полученные цифры в сравнении с нормативами, сделать рекомендации по усилению оздоровительной направленности питания. Для определения суточной калорийности питания существуют различные методы: лабораторный, меню-раскладки (расчетный). Лабораторный метод используется для соответствующей оценки питания в условиях лаборатории СЭС, где с помощью специальных методик химическим путем определяется содержание пищевых веществ в пробах продуктов, взятых в столовых, ресторанах, кафе в необходимом количестве в специальную посуду. Учитывается, что пищевые белки и углеводы поставляют организму 4,1 ккал в 1 г, а жиры — 9,3 ккал/г. Наиболее удобным для учебных целей является метод меню-раскладки. Для этого заполняется таблица собственного питания по нижеприведенному образцу (табл. 4). Раскладка делается дважды: 1. Блюдо разбивается по составляющим его продуктам, которые должны быть выражены в граммах. Для этого существует таблица «Перечень блюд», где состав блюд указывается в граммах на 1 порцию (табл. 5 и Приложение). 2. Каждый продукт раскладывается по всех входящим в него нутриентам, исходя из потребленного количества продукта. В таблицах химического состава пищевых продуктов (см. Приложение) приводятся цифры на 100 г продукта Необходимо сделать пересчет на фактически потребленное количество.
Таблица 5
Затем подсчитывается по колонкам суммарное потребление всех нутриентов (белков, жиров и т. д.) и калорий за сутки, сравнивается с нормативными (табл. 6), делается анализ сбалансированности и рациональности фактического питания (табл. 7, 8, 9). Исходя из особенностей питания даются рекомендации по оздоровлению организма путем оптимизации питания.
Режим питания
Как только вы разобрались с чувством голода, стоит переходить к тому, как часто нужно есть. Считается, что здоровому человеку необходимо есть около пяти раз в день. Именно так достигается баланс поступления полезных элементов в организм и отсутствие голода. Между приемами пищи должно проходить около трех часов. Правильный рацион питания, в том числе, и для похудения, выглядит так: завтрак, перекус, обед, полдник и ужин. Но есть и другие советы, например, что достаточно есть 2 раза в день, про них известно меньше, это может быть хорошо для определенного типа людей.
Крайне нежелательно пропускать приемы пищи, но есть это внезапно произошло, то не стоит наверстывать упущенное, пытаясь съесть в два раза больше. А если оказалось, что из-за работы и вечерних развлечений не остается времени на ужин, то лучше обойтись вообще без него и добрать за завтраком. Утро – единственное время дня, когда можно переедать без страха за фигуру и все остальное. Иногда – это даже полезно. Плотный завтрак позволит организму быстрее проснуться.
Главные временные промежутки, которые стоит запомнить и ориентироваться на них при переходе на правильный рацион питания – завтрак должен быть примерно через полчаса после пробуждения, а ужин за 2-3 часа до сна. В остальном придерживайтесь трехчасового промежутка между приемами пищи.
А также помните, что на первый прием пищи должно приходиться около 25% от общего объема, на обед – 30%, ужин – 25%, а на перекусы – 10%.
1.3. Коррекция индивидуального пищевого рациона
Цель: определить соответствие пищевого рациона студента основным принципам теории рационального сбалансированного питания. Задачи: — закрепление теоретических знаний по основным принципам рационального сбалансированного питания; — закрепление теоретических знаний по теории адекватного питания А.П. Уголева; — приобретение навыков по количественно-качественной оценке и коррекции пищевого рациона; — уточнить соответствие индивидуального питания основным положениям здорового питания (традиционные и нетрадиционные представления). Необходимы: меню-раскладка индивидуального питания, таблицы химического состава и калорийности пищевых продуктов; нормативы, рекомендуемые современной нутрициологией для студентов ФФК; калькулятор. Порядок выполнения задания: используя индивидуальные данные суточных энергозатрат и калорийности питания по меню-раскладке, а также данные суточного потребления белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных веществ, провести коррекцию их потребления в соответствии с рекомендуемыми нормативами с позиций ценности для индивидуального здоровья. Определить также сбалансированность основных нутриентов в рационе. Теоретическое обоснование задания. Учитывая ценность питания для здоровья человека, необходимо делать периодический анализ собственного питания для определения его количественной и качественной полноценности в соответствии с рекомендуемыми нормативами для студентов. В соответствии с классификацией трудоспособного населения по величине энергозатрат в сутки студенты ФФК относятся к группе лиц легкого физического труда, у которых среднесуточный энергорасход составляет приблизительно 43 ккал/кг массы тела (табл. 10). Следовательно, калорийность рациона должна составлять аналогичную цифру (предел колебаний в сутки не превышает 100 ккал). Содержание основных нутриентов регламентируется соотношением 1:1:4 для незанимающихся спортом и 1:0,7(0,8-0,9):4(5-6) для спортсменов, исходя из среднесуточной нормы белка 1,5-2,5 г/кг массы тела, в зависимости от величины мышечной нагрузки.
Наряду с пищевой ценностью рациона следует определить процентное распределение калорийности по приемам, т. е. оценить рациональность режима питания студента с учетом его учебно-тренировочной нагрузки (табл. 7). Режим питания, как известно, определяется количеством и направленностью тренировочной нагрузки в течение дня. При одной тренировке в день — питание четырехразовое, при 2-3 — 5-6-разовое с включением продуктов повышенной биологической ценности (мясные, рыбные, орехи, мед, пищевые добавки и смеси). Большую роль играет сбалансированность пищевого рациона по основным нутриентам животного и растительного происхождения, что обеспечивает оптимальное протекание обменных процессов. Приято считать, что содержание животных белков должно составлять 50-60 % от их общего суточного количества, животных жиров — не менее 70 %, а соотношение простых и сложных углеводов — 1:4. Содержание продуктов, обогащенных пищевой клетчаткой, должно приближаться к 500 г в сутки для оптимальной работы пищеварительного тракта. Определенную долю в суточном питании (около 500 г) должны составлять сырые продукты (овощи, фрукты). Желательно включать в меню кисломолочные продукты (особенно кефир на ночь). Кроме того, следует учесть долю рафинированных продуктов в суточном питании, считающихся неполезными для здоровья (белый хлеб, сахаросодержащие, соль, кофе, копчености, консервы). Их содержание необходимо свести к минимуму и постепенно исключить из рациона. Способы приготовления продуктов тоже могут быть проанализированы с точки зрения рациональности; лучшими считаются приготовление на пару, варка, тушение (в том числе дробные варианты), но не жарение, копчение. Необходимо уточнить наличие привычки к повторному разогреванию пищи, что, конечно же, считается неполезным для здорового питания. Хорошей привычкой считается употребление свежеприготовленных фруктовых или овощных соков. При анализе пищевого рациона следует обратить внимание на наличие гибкого режима питания (с учетом учебной и тренировочной нагрузки), но вместе с тем это не означает постоянную еду «на ходу». Привычка к медленному размеренному пережевыванию продуктов способствует их лучшему перевариванию и усвоению. Можно определить объем съеденных за сутки продуктов. Как правило, он колеблется в пределах 2,5-3 кг (в зависимости от антропометрических размеров человека), при этом 45-50 % этого количества приходится на основной прием пищи — обед.
Принципы составления пищевых рационов
Питание должно соответствовать потребностям организма в пластических веществах и энергии, минеральных солях, витаминах и воде, обеспечивать нормальную жизнедеятельность, хорошее самочувствие, высокую работоспособность, сопротивляемость инфекциям, рост и развитие организма.
Исходя из концепции рационального сбалансированного питания, разработанной А.А. Покровским и другими учеными при составлении пищевого рациона (т.е. количества и состава продуктов питания, необходимых человеку в сутки) следует соблюдать ряд принципов:
1. Калорийность пищевого рациона должна соответствовать энергетическим затратам организма на все виды жизнедеятельности.
2. Необходимо учитывать питательную ценность пищевых веществ. В пищевом рационе должно содержаться оптимальное для данного индивидуума или профессиональной группы количество белков, жиров и углеводов, минеральных веществ, витаминов и воды.
3. Требуется соблюдать сбалансированность в пищевом рационе количества белков, жиров, углеводов и минеральных веществ.
4. Важно правильное распределение калорийности рациона по отдельным приемам пищи в течение суток в соответствии с биоритмами, режимом и характером труда и иных видов деятельности.
5. Применение методов технологической обработки, обеспечивающей удаление вредных веществ, не вызывающих уменьшение биологической ценности пищи, а также не допускающей образования токсических продуктов.
6. Обеспечение органолептических достоинств пищи, способствующих её перевариванию и усвоению.
7. Наличие в пищевом рационе пищевых волокон, способствующих выведению токсических продуктов распада из организма.
Несоблюдение принципов рационального питания приводит к различным нарушениям обмена веществ организма, его устойчивости к повреждающим воздействиям.
Принимаемая пища должна с учетом ее усвояемости восполнять энергетические затраты человека на основной обмен, на специфическое динамическое действие пищи и расхода на выполняемую работу.
Калорийность пищевого рациона = Общим энерготратам за сутки + 10% ОО на неполное усвоение пищевых веществ.
Потребность в основных пищевых веществах и энергии для взрослого (18-60 лет) трудоспособного населения зависит от характера труда, возраста, пола, групп населения. По степени энергозатрат выделено 5 групп интенсивности труда (Смотри таблицы 5-11)
При составлении пищевого рациона нормы питания являются рекомендациями величины потребления основных пищевых веществ и энергии для различных контингентов населения нашей страны. Они дают научную базу для оценки фактического питания, являются основой построения рационального питания (смотри таблицу 12).
У женщин всех профессиональных и возрастных групп потребность в пищевых веществах (кроме железа) и энергии в среднем на 15% ниже, чем у мужчин.
Важнейшим принципом сбалансированного питания является определение правильного и обоснованного соотношения основных пищевых и биологически активных веществ – белков, жиров, углеводов, витаминов и минеральных элементов в зависимости от пола, возраста, характера трудовой деятельности и общего жизненного уклада. Наиболее изучены и разработаны принципы сбалансированности белков, жиров и углеводов, предложенные еще К. Фойтом (смотри таблицу 3).
Баланс нутриентов в питании детей существенно отличается от такового у взрослых.
Желательно принимать пищу четырехкратно и в одно и то же время суток в зависимости от режима дня. Это позволяет выработать условные рефлексы на время, что в свою очередь, обеспечивает готовность организма к приему пищи. Интервал между завтраком и обедом, обедом и ужином должен составлять не более 5-6 часов, а между ужином и временем отхода ко сну – не менее 1,5 — 2 часов.
Первый завтрак должен содержать около 15-20% всего суточного рациона, быть преимущественно углеводным, легко усвояемым;
через 3-3,5 часа второй – 25-30%, белково-углеводный, примерно половина суточных жиров;
через 4-4,5 часа: обед – 35-40%, белково-углеводный и оставшаяся часть жиров;
через 2-3 часа, ужин – 15-20%, наиболее усвояемые источники белков и углеводов (кисло-молочные продукты, злаковые).
Какое время выбрать для завтрака, обеда и ужина?
Белковая пища повышает возбудимость нервной системы, поэтому ее нужно принимать в первой половине дня. Обильный прием пищи на ночь приводит к преобразованию в жиры недоокисленных углеводов, что может вызвать ожирение. Ужин должен быть малообъемным, легким, желательно из молочных и овощных блюд. Главное в выборе времени – это продолжительность нахождения в желудке съеденной пищи. Бессмысленно есть слишком часто, когда принятая пища до конца не переварилась, и также бессмысленно делать слишком длинные перерывы, т.к. можно повредить слизистую желудка и нарушить нормальную секрецию. Ориентируясь на продолжительность нахождения пищи в желудке нетрудно выбрать удобное и полезное с точки зрения физиологии время приема пищи. Поскольку условия жизни могут меняться, то можно вносить коррективы в режим питания, однако эти изменения не должны быть слишком резкими и выходить за границы адаптационных возможностей организма.
Энерготраты человека при различных видах деятельности
Вид деятельности | Ккал/кг/ч |
Сон | 0,9 |
Умывание, одевание | 2,0 |
Утренняя зарядка | 4,0 |
Быстрая ходьба | 4,0 |
Прослушивание лекций | 1,5 |
Выполнение лабораторных работ | 2,4 |
Устная подготовка к занятиям | 1,4 |
Письменная подготовка к занятиям | 1,5 |
Прогулка (медленная ходьба) | 2,7 |
Бег | 8,0 |
Плавание | 7,1 |
Коньки | 10,0 |
Игра в футбол | 8,5 |
Теннис | 6,1 |
Волейбол | 3,0 |
Езда на велосипеде | 9,0 |
Езда на машине | 2,4 |
Игра на музыкальных инструментах | 2,2 |
Просмотр ТВ | 1,3 |
Стирка, уборка, глажение | 3,4 |
Приготовление еды | 2,4 |
Суточный расход энергии в зависимости от выполняемого труда
Группа | Особенности профессии | Коэффициент физической активности | Суточный расход энергии, кДж (ккал) |
Первая | Умственный труд | 1,4 | 9799-10265 (2100-2450) |
Вторая | Легкий физический труд | 1,6 | 10475-11732 (2500-2800) |
Третья | Физический труд средней тяжести | 1,9 | 12360-13827 (2950-3300) |
Четвертая | Тяжелый физический труд | 2,2 | 14246-16131 (3400-3850) |
Пятая | Особо тяжелый физический труд | 2,5 | 16131-17598 (3850-4200) |
Энергетическая ценность за счет пищевых веществ
Группа труда | Белки, % | Жиры, % | Углеводы, % |
I | |||
II | |||
III | |||
IV | |||
V |
Энергетические коэффициенты пищевых веществ: белки 4 ккал/г, жиры 9 ккал/г, углеводы 4 ккал/г.
Сбалансированность пищевых веществ:
белки животные : белки растительные = 55% : 45%
жиры животные : жиры растительные = 70% : 30%
крахмал : сахара : клетчатка = 70-75% : 20-25% : 5-10%
кальций : магний : фосфор = 1 : 0,5 : 1,5
1.4. Составление суточного меню школьника
Цель: закрепить теоретические знания по разделу «Гигиенические требования к питанию школьников» и приобрести практические навыки по составлению суточного школьного меню. Задачи: — освоить возрастные нормативы пищевых веществ и продуктов для школьников по приведенным таблицам и по тексту; — определить сбалансированность пищевого рациона по белкам, жирам, углеводам; — определить оптимальность пищевого рациона в соответствии с учебной сменой в школе и двигательным режимом школьника; — определить соответствие меню школьника основным принципам здорового питания. Необходимы: таблицы среднесуточных энергозатрат школьников разных возрастных групп, таблицы калорийности пищи, рекомендуемые для школьников, калькулятор. Порядок выполнения задания: по приведенным таблицам с нормативными значениями важнейших пищевых веществ составить суточное меню школьника определенной возрастной группы (младший, средний) старший школьный возраст) с учетом особенностей двигательного режима ученика (занимается спортом или нет). Теоретическое обоснование темы. Рекомендуемое потребление энергии и основных пищевых веществ представлено в табл. 11. Потребность в животном белке должна покрываться на 65 % от суточной нормы для 6-летних детей и на 60 % — для детей старше 7 лет. Сочетание животных и растительных жиров в суточном меню должно составлять 80 % и 20 %, соответственно. Сложных углеводов должно быть в 4 раза больше, чем простых. Соотношение белки:жиры:углеводы равно 1:1:4 (для младших школьников — 1:1:6). Вместе с тем, в питании населения Тульского региона, в том числе детского, превалируют простые углеводы, что предрасполагает к дисфункции поджелудочной железы и нарушению обменных процессов (ожирение).
Детское питание зачастую бывает перегружено углеводами за счет избытка кондитерских изделий, сахара, макаронных, мучных изделий, хлеба. Избыток углеводов переходит в жир, создавая избыток веса; сахар создает угрозу развития кариеса. Важную роль в оздоровлении организма с помощью питания играют витамины и минеральные вещества. В организме они, как правило, не воспроизводятся и должны поступать с пищевыми продуктами (табл. 12, 13). У современных школьников авитаминозы встречаются только в группе бездомных детей, но гиповитаминозы (недостаточность витаминов в питании и в организме) возможны и в благополучных семьях, особенно в зимне-весенний период, когда содержание витаминов в продуктах уменьшается в связи с естественными потерями. При этом дефицит витаминов группы В создает основу для снижения функционального благополучия нервной системы и способствует возникновению неврозов. Поэтому в проблемные периоды года необходима искусственная витаминизация пищи (например, добавление витаминов в третьи блюда из расчета суточной нормы потребления) в школьных столовых или дополнительный прием поливитаминных препаратов в возрастной дозировке в домашних условиях. Не вся принятая пища усваивается, часть ее выбрасывается из кишечника в виде шлаков. Усвояемость животной пищи равна в среднем 95 %, растительной — 80 %, смешанной — 82-90 %. На практике расчеты ведутся исходя из 90 % усвоения пищи. Поэтому при расчете калорийность пищи должна на 10-15 % превышать регламентируемое возрастом энергопотребление.
Полноценность минерального, в том числе микроэлементного, состава пищи очень важна для оптимизации водно-солевого обмена организма (костно-мышечные ткани, зубы), функций эндокринной системы. Недостаток йода создает дисфункцию щитовидной железы (что характерно для населения Тульского региона); недостаток цинка приводит к задержке роста и полового созревания детей; недостаток железа — к малокровию. Дефицит фтора способствует развитию кариеса. Потребность в воде у детей 6-7 лет составляет 60 мл на 1 кг массы тела, у школьников — 50 мл. Но следует также учитывать условия деятельности, климатические условия и др. Для организма одинаково вреден избыток и недостаток воды, т. к. возникают либо перегрузка системы кровообращения и выделения, либо обезвоживание организма, что создает дисфункцию водного обмена. Для того чтобы рацион школьника обеспечивал необходимые для здорового организма пищевые вещества, следует в каждодневном питании придерживаться рекомендуемых величин потребления продуктов, которые представлены в табл. 14. Следует только учесть, что эти продукты представлены в сыром необработанном виде. При обработке неизбежны потери (отходы). Так, при варке мясо теряет 40 % от исходного веса. В то же время крупы, бобовые и макаронные изделия при кулинарной обработке дают «привар» (увеличение массы).
Ежедневно все перечисленные в табл. 14 продукты не могут быть использованы в питании. Часть продуктов должна присутствовать каждый день (мясо, молоко, масло сливочное и растительное, хлеб, овощи, фрукты, мед (сахар)), другая часть (сыр, яйца, творог, рыба) могут быть включены в питание 2-3 раза в неделю. Большое значение для школьника имеет режим питания, который регламентирует число приемов пищи, интервал между ними, количество калорий на прием, качественную полноценность продуктов на отдельный прием, распределение рациона по приемам пищи в течение дня (табл. 15, 16).
5-кратное питание рекомендуется ослабленным детям, имеющим хронические заболевания, а также ученикам начальной школы и группы продленного дня. Кроме того, такое питание желательно организовать школьникам в летний период (каникулярный), когда их энергозатраты значительно выше, чем в зимний период (табл. 17, 18).
Составляем меню
Есть несколько путей для того, чтобы составить оптимальное меню рациона питания. Первый – обратиться к врачу-диетологу (хотя к нему стоит пойти в любом случае), второй – найти единомышленников и взять за основу их опыт, третий – самостоятельно найти в интернете.
Для вас мы составили примерный план здорового питания на неделю:
ПН | ВТ | СР | ЧТ | ПТ | СУБ | ВС | |
Завтрак | Овсяная каша с сухофруктами и орехами, кроме изюма и бананов | Омлет, фруктовый салат | Гречневая каша с сухофруктами кроме изюма и бананов и орехами | Творог с джемом и свежими фруктами | Рисовая каша с сухофруктами кроме изюма и бананов и орехами | Омлет, тост с овощами | Пшённая каша с сухофруктами и орехами, кроме изюма и бананов |
Перекус | Стакан кефира | Стакан ряженки | Свежие фрукты | Орехи и сухофрукты, кроме изюма и бананов | Нежирный творог | Свежие фрукты | Салат из свежих овощей |
Обед | Цельнозерновые макароны, сыр и гуляш из сои | Запеченные баклажаны, котлеты на пару | Куриный суп с вермишелью, салат из свежих овощей | Уха, овощное рагу с картофелем | Диетический борщ, паровая рыба | Бульон с сухариками | Щи, ризотто |
Перекус | Свежие овощи | Свежие фрукты | Орехи | Творожная запеканка | Йогурт | Сырники | Свежие фрукты |
Ужин | Индейка с салатом из свежих овощей | Греча, курица на пару, салат | Овощная запеканка с индейкой | Фасоль с мясом | Ризотто | Рататуй | Запеченная рыба, салат из свежих овощей |
1.5. Контрольные вопросы по разделу
Цель: проверка усвояемости знаний по указанной теме; при этом часть материала — в рамках самостоятельной работы. Перечень контрольных вопросов: — теория сбалансированного рационального питания А.А. Покровского и его последователей; — теория адекватного питания А.М. Уголева; — характер и величина среднесуточных энергозатрат занимающихся ФК и спортом и не занимающихся, методы определения; — физиолого-гигиеническая роль пищевых нутриентов (вода, белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества), нормирование; — значение пищевой клетчатки; — питание спортсменов (основные принципы); — питание на учебно-тренировочных сборах; — питание в домашних условиях; — питание в сложных условиях; — питание при «сгонке» веса; — питание при наращивании мышц; — питание в восстановительном периоде; — питание в период соревнований; — питание на дистанции; — питание дополнительное; — режим питания спортсменов; — особенности питания школьников; — потребность в пищевых веществах и энергии в школьном возрасте; — режим питания школьников; — значение рационального питания школьников для их здоровья, успеваемости.
1.6. Литература по разделу
1. Голубев В.В., Голубева С.В. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста. — М.: Академия, 1998. — 320 с. 2. Горшков А.И., Липатова О.В. Гигиена питания. — М.: Медицина, 1987. — С.20-69, 134-259. 3. Кардашенко В.Н. и др. Гигиена детей и подростков: Учебник. — М.: Медицина, 1988. — С.262-304. 4. Каневская Л.Я. Питание школьника. — М.: Медицина, 1989. — С.3-42. 5. Лаптев А.П., Полиевский С.А. Гигиена. — М.: ФиС, 1990. — С.174-226. 6. Пшендин А.И. Рациональное питание спортсменов: Для любителей и профессионалов. — СПб.: ГИОРД, 1999. — С.10-114.